Не было сделано никаких попыток привлечь собак к сотрудничеству с человеком, или улучшить их послушание. Так считалось, пока мы не рассмотрели записи высших цивилизаций Ассирии и Египта, где мы не обнаружили каких-либо отличающихся разновидностей собак.
На ассирийских скульптурах изображены две собаки – Борзая и Мастиф, надпись на плите гласит “Закованная в цепи, открывшая рот, собака”, то есть использовалась она в качестве сторожевой собаки. И еще несколько разновидностей упомянуты в клинописных надписях, представленных в Британском Музее.
Египетские памятники примерно 3000 года до н.э. представляют много разновидностей домашних собак, и здесь не может быть сомнения относительно того, что среди древних египтян они являлись полноценными компаньонами человека, любимцами в доме и помощниками в погоне, коими они и являются среди нас в наше время.
В городе Цинополис их уважали почти как священного шакала, и если собака умирала, члены семьи, которой она принадлежала, аккуратно брили ее тело целиком, и религиозно воздерживались от употребления пищи любого вида, которая в данный момент находилась в доме.
Среди различных пород, содержавшихся в Египте, был массивный волкодав, большая, плотная гончая со свисающими ушами и остроконечной головой, как минимум две разновидности Борзой, используемых для охоты на газелей, и маленькая порода, типа терьера или Таксы с короткими, изогнутыми лапами.
Последняя считается расцениваемой, как особый домашний питомец, которому разрешалось входить в гостиные комнаты и составлять компанию для прогулок вне дома.
Украшена она была ошейником из листьев или кожи, или из драгоценного металла, в форме листьев, и когда она умирала, ее бальзамировали. Каждый город Египта имел свое место для погребения собачьих мумий.
Собаки не снискали особой популярности в Палестине, и в Ветхом и Новом Заветах их часто с презрением упоминали, как “грязное животное”.
Даже знакомая отсылка в Книге Иова «..ныне смеются надо мной младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих» не обошлась без презрения, и важно также то, что единственное библейское упоминание о собаке, как компаньоне появилось в неканонической Книге Товита: «И отправились оба, и собака юноши с ними».
Языческие греки и римляне имели более доброе отношение к бессловесным тварям, чем евреи. Их гончие, подобно их лошадям, выбирались с дискриминацией, разводились с заботой и держались в большом уважении, получая собственные имена; и литература Греции и Рима отдает дань уважения отваге, послушанию, смышлености и поразительной верности собаки.
Финикийцы также были бесспорными любителями собак, быстро распознавшими черты особых пород.В их колонии в Карфагене, во время господства Сарданапала, они уже являлись обладателями Ассирийского Дога, которого они, вероятно, в дальнейшем экспортировали в далекую Британию.
Считается, что они экспортировали Водного Спаниеля в Ирландию и Испанию.