Те, кто узнал лабрадора считают, что у этих собак недостатков нет: это джентльмен, работяга, друг детей, охотник и спасатель в одном лице. Лабрадор успел побывать помощником рыбаков и аристократов, а сегодня во всем мире это одна из самых популярных семейных собак.
Это была любовь с первого взгляда. Гуляя по парку Горького, я случайно наткнулась на выставку собак. По рингу чинно расхаживали абсолютно черные псы. Шли минуты, собаки продолжали двигаться по кругу, а я стояла зачарованная, уже понимая, что другой породы мне не надо: только эту! Так, в 1988 году я познакомилась с Лабрадором.
Хотя первых представителей породы завезли в Россию еще в конце 70-х, тогда мало кто знал, что это за собаки, тем более что внешность у Лабрадора довольно непримечательная. Но в этом и есть своя прелесть, когда все на месте — и хвост, и уши, и шерсть, и все остальное! В конце 80-х Лабрадора можно было купить только в двух городах Советского Союза — в Риге и Москве, порода не пользовалась широкой популярностью, хотя одна из первых собак по кличке Red Star принадлежала лидеру государства — Л. И. Брежневу.
Своего первого Лабрадора я завела в 1990 году — это была черная сука. До этого мне, как и большинству детей, собаку не разрешали заводить родители. Я плакала, упрашивала — все бесполезно! Самыми ужасными для меня словами были: «Когда вырастешь большой, будешь жить своей жизнью — хоть десять». Бедная моя мама! Если бы она знала, чем обернутся эти ее отговорки!.. Позже, когда у меня в московской квартире жили две, затем три собаки, мама периодически спрашивала: «Когда же ты остановишься?». Но ответ был готов: «Когда их будет десять!». И вот с лабрадорами я уже 23 года, у нас больше 20 собак в доме за городом, свой питомник и семь поколений «Стенвэйзов».
Фактически все, что рассказывают и пишут про породу Лабрадор,—правда. И безумная любовь ко всему человечеству, и жизнерадостность, и любовь к воде, способность нырять... И огромная отдача в работе: я никогда не встречала собаку, которая бы отказывалась работать! И правда, что второе любимое занятие Лабрадора — поесть!
Лабрадор всегда готов к игре и к работе. Для него почти нет преград. В любом возрасте он любопытен и бесстрашен. Самая первая зима после нашего переезда за город была очень снежной, и к февралю снега насыпало столько, что собаки легко могли в один прыжок взобраться на крышу старенькой баньки, а оттуда и на дом. И каково же было удивление соседей, когда они увидели наших собак на крыше дома: Жорик и Путте разгуливали по коньку! Им показалось скучно гулять в саду, захотелось искать приключения и осваивать новые просторы.
С Лабрадором, если он хорошо воспитан, приятно путешествовать. Собаки хорошо переносят машину, самолет, поезд. Если я начала собираться в дорогу, прекрасно понимают, что кому-то предстоит поездка. Тут возникает закономерный вопрос: кого возьмут? Волнуются, переживают... Когда один из моих первых лабрадоров, Стам, перестал ездить на выставки, он очень огорчался, когда его оставляли дома. Это было буквально написано на его «лице». Он, как ребенок, заметив мои сборы или услышав мои разговоры про предстоящую поездку, начинал «собирать свои вещи». Игрушки стаскивались в одну кучу посреди комнаты, Стам носился по квартире, подбрасывая одну из них, но, услышав «Ты дома!», приходил в страшное уныние. Озорство потухало в его глазах, игрушки забрасывались, и он понуро плелся, шаркая лапками, в свой уголок...
Взрослый Лабрадор дома ведет себя благопристойно, а вот подрастающее поколение может нанести некоторый урон (хотя чтобы совсем уж громить квартиру... я практически не встречала таких особей). Справиться с озорниками возможно. В первую очередь, конечно, необходимо воспитание: с первых минут щенка в доме уделите ему максимум внимания, постарайтесь пресекать любые попытки грызть, прыгать на диваны, на стол и вообще делать все, что вам не нравится. Если щенок подрастает, но хулиганить не перестает (наоборот, с возрастом прибавляется и «разрушительная сила»), можно попытаться нагрузить собаку работой, чтобы не осталось сил баловаться. Либо купить для малыша клетку-бокс, которую он будет воспринимать как свой персональный домик-будку. Мои собаки очень любят спать в таких домиках, с удовольствием и даже наперегонки занимают «спальные места». Если я не уверена в благих намерениях собаки, я предпочту на время моего отсутствия закрыть ее там. Пара-тройка часов, проведенная в закрытой клетке, никак не навредит молодому лабрадору.
Лабрадор — собака, которая требует минимального ухода за шерстью. В грязную сырую погоду достаточно ополоснуть после прогулки живот и лапы и вытереть их насухо. Структура шерсти такова, что собака, даже плавая, почти не промокает. Верхний остевой волос настолько плотный, что не пропускает воду внутрь, к коже. А подшерсток настолько богат, что создает хорошую воздушную подушку. Благодаря этой особенности лабрадоры могут долгое время проводить в холодной воде, подавая охотнику дичь.
Я никогда не пользуюсь шампунями и кондиционерами: считаю, что мыть собаку надо только в случае крайней необходимости. Например, если собака извалялась в падали — отчистить ее после таких «находок» не так-то просто. Но это, конечно, пример крайнего случая. Сейчас стало модно перед выставками мыть лабрадоров, что приводит к справедливым замечаниям экспертов о мягкой и пухлявой шерсти.
...Помню, собрались на выставку, но утром, когда мы выпустили собак на прогулку, разразился ливень, и наши лабрадоры превратились просто в грязных поросят. Приехали на выставку в соседний городок, проходим мимо знакомой заводчицы длинношерстных собак. Ее питомцы прибыли во всей красе и в защитной амуниции: комбинезонах, тапочках, и она наводит на них окончательный лоск, начесывает и разглаживает. Уже почти миновали, и вдруг я слышу вслед: «И куда ты их таких свиней привела, это же выс-тав-ка!». Улыбнувшись в ответ, я пошла дальше... Через полчаса выглянуло солнце, собаки просохли, и грязь просто отвалилась. Мне осталось только протереть им бока и спинки чистой салфеткой — и все: собаки были готовы! Специально провела их еще раз мимо знакомой: «Посмотри!». А в ответ недовольное: «У-у-у-у-у... что ты хочешь — лабрадоры!» До сих пор вспоминаю этот момент с удовольствием!
Конечно, любая собака, даже такая, как добродушный Лабрадор, требует дрессировки. Это могут быть обычные курсы общей дрессировки на собачьей площадке либо персональные занятия для коррекции какого-либо момента в поведении. Лет 10 назад бытовало мнение, что Лабрадор не требует занятий по общему курсу, он понимает все с полуслова и настолько умен, что может предугадать все ваши желания. Это и в какой-то мере так и не так. Для полного контакта с собакой я все же советую пройти минимальный курс послушания. Своих собак я не дрессирую по полной программе, но каждая знает основные команды: «Фу», «Ко мне», «Рядом».
Лабрадоры хотят и любят работать, и для них всегда можно найти дело. Сейчас существует много способов занять собаку и себя вместе с ней: фрисби, фристайл (танцы с собакой), аджилити (хотя Лабрадор для этого малоскоростная собака, но может конкурировать за счет чистоты прохождения препятствий).
Очень популярна среди владельцев ретриверов поисково-спасательная служба: здесь лабрадоры могут реализовать и свои способности поисковика, в этой дисциплине на московских состязаниях!
И все же «профильное» занятие для Лабрадора — натаска. Они остаются охотничьей породой, ходят на охоту и сдают рабочие испытания.
Многие владельцы твердо убеждены, что лабрадор — врожденный ретривер, что он не требует обучения для подачи птицы; другие, наоборот, уверены, что собака требует долгой тренировки. Каждый хозяин Лабрадора может проверить это сам: не обязательно быть охотником, вполне достаточно научить собаку работать со специальными даммисами (муляжами добычи), которые собака будет подавать вместо птицы.
У нас был случай, когда заядлый охотник купил 7-месячного щенка и через пару месяцев решил показать своего нового помощника друзьям. Прибыв на место предполагаемой охоты, он открыл машину, и собака без всяких команд ушла в прибрежные заросли. Через несколько секунд пес принес одну утку, положил и опять ушел в камыши... вторая. И так за несколько минут, пока наш товарищ доставал ружье, его Лабрадор принес семь уток — от подпортившихся тушек недельной давности до подранка. Друзья только молча стояли и чесали затылки, а потом стали смеяться: «Зачем тебе ружье? Можешь и не расчехлять!..».